Статьи
Порт Шанхай: факторы развития
Шанхайский порт уже десятилетие сохраняет мировые лидерские позиции не только по экономическим показателям, но и по оснащенности портового хозяйства новейшими достижениями науки и техники. Благодаря выгодному географическому положению с древних времен здесь находился важный порт для внешних перевозок и внутренней торговли Китая. Шанхаю исторически было предначертано стать самой крупной перевалочной базой. Но природные факторы дают плоды только при наличии грамотной и планомерной экономической политики. Экономический успех порта последних лет готовился многие десятилетия. Антропогенные факторы, а именно реформа и реструктуризация экономической системы, привлечение иностранного капитала, передовые зарубежных технологии и методы управления ускорили развитие порта. Технический прогресс, глобализация и политическая воля способствовали превращению порта в крупнейший в мире портово-промышленный комплекс. Анализу современных достижений и перспективам дальнейшего развития порта Шанхай посвящена эта статья.
Транспорт Индонезии
Транспортная система Индонезии формировалась во многом с учетом экономической ресурсной базы архипелага, состоящего из более чем 17 800 островов, на котором расположена страна. Расходы центрального правительства Индонезии на транспорт за последние годы существенно выросли. Это позволило стране расширить возможности транспортной сети и улучшить доступ к удаленным районам архипелага. Морское судоходство обеспечивает связь между различными частями страны. На некоторых островах, где отсутствуют хорошие дороги, основное транспортное сообщение осуществляется по крупным рекам. Важнейшим направлением транспортной политики страны является развитие скоростного грузового и пассажирского морского сообщения с самыми удаленными и труднодоступными регионами страны, прежде всего с восточной частью Индонезии. На дорогах Индонезии используются разнообразные транспортные средства. Автобусные маршруты проложены во всех областях, имеющих выход к дорожной сети. С 2004 г. в стране функционирует линия системы скоростных автобусных перевозок TransJakarta. Большая часть железных дорог Индонезии расположена на Яве и используется как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. В марте 2019 года начал функционировать Джакартский метрополитен. Воздушный транспорт Индонезии служит важнейшим средством сообщения между тысячами островов на всем архипелаге и другими странами. Многие жители страны перешли от наземного и морского транспорта к более быстрым и комфортабельным авиаперевозкам. Индонезия, как и другие страны, в 2020 году подверглась жесточайшему воздействию пандемии COVID‑19. Дальнейшее развитие транспорта зависит от того, насколько быстро страна восстановится после пандемии COVID‑19 и насколько эффективно власть справится с ее последствиями.
Мировой рынок ресурсов цветной металлургии
С начала XXI в. сырьевая база цветной металлургии стала приобретать новые очертания. Во-первых, благодаря росту спроса на ресурсы со стороны быстроразвивающихся стран Азии (Китая, Индии, Южной Кореи), увеличились объемы мирового производства и международные потоки как необработанной руды, так и продуктов ее обогащения – концентратов. Во-вторых, повысилась концентрация стран, с одной стороны, производящих сырьевые ресурсы, а, с другой – их потребляющих. Статья посвящена сравнительному статистическому анализу международных потоков сырья для цветной металлургии. Выявлены ведущие страны в мире, экспортирующие руды цветных металлов, и страны, их импортирующие. Подчеркнуто влияние новых сфер применения цветных металлов на повышение международной торговли, например, расширение производства аккумуляторов для электромобилей и бытовой электроники, развитие атомной энергетики и др.
Транспорт Японии в современном мире
Опираясь на опыт «потерянного десятилетия» Япония вышла из мирового экономического кризиса 2008–2009 гг. скорее по сравнению с другими развитыми странами. Но полномасштабные антикризисные программы, главной из которых в области реального сектора экономики были транспортные инфраструктурные проекты, с неизбежностью легли тяжким бременем на бюджет страны. С 2010 года экономика показала признаки оживления. Однако, Великое восточно – японское землетрясение, произошедшее в 2011 году, нанесло огромный урон всей японской экономике и транспорту региона Тохоку. Оно повлекло за собой значительные затраты на восстановление транспорта. За период с 1990 по 2020 г. доля транспорта в ВВП и структура грузов, перевозимых отдельными видами транспорта, оставались прежними: автомобильный и морской прибрежный транспорт играли основную роль во внутренних перевозках, морской – в международных. Сохранилось и даже возросло значение железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров. Транспорт полностью удовлетворял потребностям экономики и явился одним из средств вывода хозяйства из кризиса. Экономические и экологические проблемы, вставшие перед Японией, заставили жителей этой страны по-новому посмотреть на перспективу развития транспорта. Новая стратегия инновационного развития предусматривает не столько увеличение скорости, сколько надёжность, безопасность и экологичность транспорта. Внедрение достижений революции 4.0 стало острой необходимостью. От темпов перехода к новой модели транспорта в немалой степени зависит вся экономика страны и ее место в мировом хозяйстве.
Морской транспорт Азии: краткий статистический очерк
Дана характеристика состояния морского торгового флота стран Азии по состоянию на 2018 г. Описаны основные тенденции морской международной торговли, охарактеризован состав флота по видам судов, показаны основные направления торговли по группам товаров, перевозимых разными типами судов. Выявлен переход лидерства по тоннажу от танкеров к балкерам, связанный с уменьшением роли нефти в морских перевозкам и формированием потоков сырья и углей для черной металлургии в Китай. Показаны самые крупные контейнерные порты мира, среди которых преобладают восточноазиатские. Определены две лидирующие страны удобного флага в Азии – Гонконг и Сингапур. В мировом судостроении на три страны Восточной Азии: КНР, Японию и Республику Корея, – приходится 90 % производства судов.
Морской транспорт Японии в условиях глобализации
Процесс глобализации, охвативший сегодня многие страны мира, тесно связан с развитием международной транспортной инфраструктуры и, в первую очередь, морского транспорта, на долю которого приходится значительная часть грузоперевозок. Морское судоходство – важный инструмент этих процессов. Одновременно высокие темпы интеграции международного сотрудничества заставляют искать все новые пути повышения эффективности, чтобы отвечать требованиям времени. Отсюда появление международных транспортных коридоров и нововведений, опирающихся на последние достижения науки и техники. Самым наглядным проявлением глобализации является свободное перемещение товаров, людей, информации и капиталов через национальные границы. В Японии международные грузовые перевозки осуществляются морским транспортом. За годы глобализации увеличились объемы внешнеторговых грузоперевозок. Но появление международного авто-и железнодорожного коридора, соединяющего Японию с материковой Азией, явится необходимым шагом повышения эффективности интеграции национальных транспортных путей Японии и Европы в единой международной транспортной сети.
Экономическая история эволюции сельского хозяйства Казахстана на рубеже XIX–ХХ вв.
Статья посвящена исследованию эволюции сельского хозяйства на территории Казахстана в период его присоединения к Российской империи. В это время в едином сельскохозяйственном механизме Казахстана закладывались два независимых сектора: земледелие, развивавшееся благодаря переселенческой политике российского государства, и животноводство, базировавшееся на национальном скотоводческом хозяйстве, исконно существовавшем в казахской степи. Исследовательский ракурс статьи определен тем фактом, что в основе аграрных реформ в Республике Казахстан в XXI в. лежит сосуществование двух указанных независимых секторов в сельском хозяйстве. Внимание автора сконцентрировано на трех вопросах. Во-первых, по источникам рубежа XIX–XX вв. рассмотрена переселенческая политика российского правительства, предполагавшая мощную территориальную экспансию населения из центральных районов России и экономические преобразования в сельском хозяйстве на территории Казахстана. Во-вторых, в исторической ретроспективе проанализирована трансформация животноводческого сектора Казахстана. Отмечено, что с рубежа XVIII–XIX вв. стал изменяться классический тип кочевого скотоводства, но наиболее заметные перемены в составе стада и типе кочевничества наблюдались с начала XX в. В-третьих, исследовано становление земледельческого сектора, толчок к развитию которого дала российская колонизация. Начало введения хлебопашества у кочевников в казахской степи относится к началу XIX в., но полноценное развитие оно получило на рубеже XIX–ХХ вв. благодаря выделению участков крестьянам из центральной России. Наиболее широкое распространение земледелие получило в Акмолинской, Тургайской, Семиреченской и Сыр-Дарьинской областях. Рассмотренный рубеж XIX–XX вв. стал началом раскола сельского хозяйства Казахстана на два независимых сектора: земледелия и животноводства, когда на передний план выступил этнический фактор, проявившийся в разделении сфер деятельности исконно национального населения, замыкавшегося в рамках кочевого скотоводческого хозяйства, и переселенцев из России, развивавших полунатуральное земледельческое хозяйство.
Транспорт Японии в океане экономических и природных потрясений
Продовольственная безопасность в странах Юго-Восточной Азии
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2019, №2(43)
Обеспечение продовольственной безопасности является одной из главных Целей устойчивого развития ООН на 2015-2030 гг. В современный период для большинства стран Юго-Восточной Азии наиболее важной задачей является обретение устойчивости продовольственного обеспечения, так как достигнутый к началу 2010-х гг. уровень продовольственной безопасности в последние годы подвергается разрушительному воздействию.
Китайская экспансия глазами европейцев
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №6
Статья посвящена изучению экономического присутствия Китая в европейских странах, а также анализу широкого спектра экспертных заключений об этом присутствии, иногда диаметрально противоположных. Китайская концепция «Пояса и пути», которая имеет много привлекательности для стран транзита, испытывающих инфраструктурный голод, рассматривается как инструмент китайского проникновения в различные экономические сферы европейских государств. В основе китайских инициатив, помимо растущих возможностей страны, лежат различные экономические и геополитические мотивы Пекина. Несмотря на то что китайские проекты не будут отвергнуты с точки зрения масштаба, сложного характера, идеологической подготовки, ориентированной на экономический рост, китайская экспансия встречает множество препятствий на своем пути. Проект «Пояса и пути» сталкивается с рядом трудностей и проблем. В то же время европейские страны имеют довольно широкий круг мнений о «Поясе и пути». Энергетическая мощь молодой сверхдержавы начинает сопротивляться протекционизму недавних лидеров и сторонников глобализации. Европейские наблюдатели характеризуются негативным восприятием существующих параметров двусторонней внешней торговли и снижением конкурентоспособности ЕС. Отрицательно воспринимается стремление Пекина вести бизнес на двусторонней основе и некоторые аспекты инвестиционной политики Пекина. Однако оценка подлинной степени экспансии Китая затруднена расхождениями в статистических данных из разных источников. При этом страны Северной Европы обеспокоены собственным доступом к китайскому рынку, Восточная Европа заинтересована в китайских инвестициях.
Страницы: 1 2 3