Публикации / Статьи

Статьи

Неравенство доходов и налоговые инструменты его снижения в странах Юго-Восточной Азии

Муранова Анна Петровна
ОБЩЕРЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ '2021, №1(50)

DOI:10.31696/2072-8271-2021-1-1-50-055-065 <> С конца ХХ в. в большинстве стран мира наблюдается усиление экономического неравенства в разных его формах – неравенство доходов, неравенство богатства и неравенство возможностей. В данной статье рассматриваются такие аспекты проблемы неравенства в странах Юго-Восточной Азии, как неравенство доходов на межстрановом и внутристрановом уровнях и фискальные инструмент

Energy Transition and Geopolitics

Борисов Михаил Глебович

Переход мировой энергетики на возобновляемые источники энергии меняет геополитическое значение как стран-экспортеров ископаемого топлива, так и государств- импортеров. Перекраивается энергетическая карта мира, меняется география и структура поставок энергии. Коренным образом меняется и сущность энергетической безопасности.

Анализ соотносительной динамики ВВП и НВПИИ на примере Китая, Индии и Японии

Кандалинцев Виталий Геннадьевич

В статье рассматриваются волновые паттерны соотносительной динамики ВВП и накопленных входящих ПИИ Китая, Индии и Японии. На основе анализа паттернов обосновывается принадлежность указанных стран к разным трендовым группам. Приводится прогноз перехода трех стран в новые для них группы.

Информационные и коммуникационные технологии и их применение в налоговой администрации стран Юго-Восточной Азии

Муранова Анна Петровна

В статье раскрываются уровень развития ИКТ в странах Юго-Восточной Азии, действия правительств по внедрению ИКТ в налоговые органы и масштабы применения электронных средств при оформлении налоговых платежей. По оценке автора, панорама использования налоговыми органами электронных средств неоднозначна и определяется рядом экономических и социальных факторов. Чётко обозначились три группы стран. Первая группа – наиболее технологически развитые страны региона, где довольно активно применяются современные способы взимания налогов. Вторая группа – технологически менее развитые страны, в которых сфера применения ИКТ несравненно уже. Третья группа – наименее развитые страны региона, где налоговая администрация только приступает к использованию ИКТ в налогообложении.

Порт Шанхай: факторы развития

Аристова Людмила Борисовна, Семенова Нелли Кимовна

Шанхайский порт уже десятилетие сохраняет мировые лидерские позиции не только по экономическим показателям, но и по оснащенности портового хозяйства новейшими достижениями науки и техники. Благодаря выгодному географическому положению с древних времен здесь находился важный порт для внешних перевозок и внутренней торговли Китая. Шанхаю исторически было предначертано стать самой крупной перевалочной базой. Но природные факторы дают плоды только при наличии грамотной и планомерной экономической политики. Экономический успех порта последних лет готовился многие десятилетия. Антропогенные факторы, а именно реформа и реструктуризация экономической системы, привлечение иностранного капитала, передовые зарубежных технологии и методы управления ускорили развитие порта. Технический прогресс, глобализация и политическая воля способствовали превращению порта в крупнейший в мире портово-­промышленный комплекс. Анализу современных достижений и перспективам дальнейшего развития порта Шанхай посвящена эта статья.

Трубопроводная инфраструктура в энергетической политике Китая и интересы России

Томберг Игорь Ремуальдович

В последнее время Китай активизировал работу по развитию своей трубопроводной инфраструктуры как важной части обеспечения энергетической безопасности страны. В современных геополитических условиях поставки углеводородов преимущественно морским путем влекут за собой растущие риски, что предопределяет быстрое развитие энергетических связей с сопредельными государствами. Одним из сдерживающих моментов этой стратегии является недостаточность развития трубопроводной инфраструктуры. Новые меры правительства КНР как технологического, так и регуляторного характера призваны максимально быстро создать адекватную задачам обеспечения экономики страны импортным топливом нефтегазотранспортную инфраструктуру.

Транспорт Индонезии

Чеснокова Светлана Викторовна

Транспортная система Индонезии формировалась во многом с учетом экономической ресурсной базы архипелага, состоящего из более чем 17 800 островов, на котором расположена страна. Расходы центрального правительства Индонезии на транспорт за последние годы существенно выросли. Это позволило стране расширить возможности транспортной сети и улучшить доступ к удаленным районам архипелага. Морское судоходство обеспечивает связь между различными частями страны. На некоторых островах, где отсутствуют хорошие дороги, основное транспортное сообщение осуществляется по крупным рекам. Важнейшим направлением транспортной политики страны является развитие скоростного грузового и пассажирского морского сообщения с самыми удаленными и труднодоступными регионами страны, прежде всего с восточной частью Индонезии. На дорогах Индонезии используются разнообразные транспортные средства. Автобусные маршруты проложены во всех областях, имеющих выход к дорожной сети. С 2004 г. в стране функционирует линия системы скоростных автобусных перевозок TransJakarta. Большая часть железных дорог Индонезии расположена на Яве и используется как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. В марте 2019 года начал функционировать Джакартский метрополитен. Воздушный транспорт Индонезии служит важнейшим средством сообщения между тысячами островов на всем архипелаге и другими странами. Многие жители страны перешли от наземного и морского транспорта к более быстрым и комфортабельным авиаперевозкам. Индонезия, как и другие страны, в 2020 году подверглась жесточайшему воздействию пандемии COVID‑19. Дальнейшее развитие транспорта зависит от того, насколько быстро страна восстановится после пандемии COVID‑19 и насколько эффективно власть справится с ее последствиями.

Мировой рынок ресурсов цветной металлургии

Растянникова Елизавета Викторовна

С начала XXI в. сырьевая база цветной металлургии стала приобретать новые очертания. Во-первых, благодаря росту спроса на ресурсы со стороны быстроразвивающихся стран Азии (Китая, Индии, Южной Кореи), увеличились объемы мирового производства и международные потоки как необработанной руды, так и продуктов ее обогащения – концентратов. Во-вторых, повысилась концентрация стран, с одной стороны, производящих сырьевые ресурсы, а, с другой – их потребляющих. Статья посвящена сравнительному статистическому анализу международных потоков сырья для цветной металлургии. Выявлены ведущие страны в мире, экспортирующие руды цветных металлов, и страны, их импортирующие. Подчеркнуто влияние новых сфер применения цветных металлов на повышение международной торговли, например, расширение производства аккумуляторов для электромобилей и бытовой электроники, развитие атомной энергетики и др.

Перспективы электрификации автомобильного транспорта в азиатских странах

Борисов Михаил Глебович

В последние годы обозначилась тенденция ускоренной электрификации автомобильного транспорта вследствие технического прогресса в этой области. Движущей силой электрификации является её огромный экономический и экологический эффект. Наибольшие выгоды переход на электротранспорт обещает энергодефицитным и экологически неблагополучным странам Азии. Электрификация автотранспорта снизит потребность в импортируемом топливе, повысит энергетическую эффективность национальных экономик, удешевит перевозки, облегчит освоение удаленных и труднодоступных территорий, улучшит напряжённую экологическую ситуация в перенаселенных городах.

Транспорт Японии в современном мире

Авдаков Игорь Юрьевич

Опираясь на опыт «потерянного десятилетия» Япония вышла из мирового экономического кризиса 2008–2009 гг. скорее по сравнению с другими развитыми странами. Но полномасштабные антикризисные программы, главной из которых в области реального сектора экономики были транспортные инфраструктурные проекты, с неизбежностью легли тяжким бременем на бюджет страны. С 2010 года экономика показала признаки оживления. Однако, Великое восточно – японское землетрясение, произошедшее в 2011 году, нанесло огромный урон всей японской экономике и транспорту региона Тохоку. Оно повлекло за собой значительные затраты на восстановление транспорта. За период с 1990 по 2020 г. доля транспорта в ВВП и структура грузов, перевозимых отдельными видами транспорта, оставались прежними: автомобильный и морской прибрежный транспорт играли основную роль во внутренних перевозках, морской – в международных. Сохранилось и даже возросло значение железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров. Транспорт полностью удовлетворял потребностям экономики и явился одним из средств вывода хозяйства из кризиса. Экономические и экологические проблемы, вставшие перед Японией, заставили жителей этой страны по-новому посмотреть на перспективу развития транспорта. Новая стратегия инновационного развития предусматривает не столько увеличение скорости, сколько надёжность, безопасность и экологичность транспорта. Внедрение достижений революции 4.0 стало острой необходимостью. От темпов перехода к новой модели транспорта в немалой степени зависит вся экономика страны и ее место в мировом хозяйстве.

Страницы:   1    2    3    4    5